Педагог

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Воспитатель (включая старшего) Учитель 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) 036 Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования
К педагогической деятельности не допускаются лица: - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем. Федеральный государственный стандарт

Описание профессии

Педагог осуществляет деятельность по оказанию образовательных услуг, проектирует и реализует образовательные программы начального, основного общего и среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, выполняет в образовательной организации трудовые функции по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. В своей деятельности педагог взаимодействует с учениками как в процессе проектирования и реализации учебной деятельности, направленной на освоение знаний, метапредметных компетенций, универсальных учебных действий и пр., так и в процессе воспитания и развития личности, связанном с формированием и развитием эмоционально-ценностной сферы детей и подростков, их познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формированием гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни, а также навыков поведения в поликультурной среде. Педагог совместно с другими педагогическими работниками участвует в создании и поддержании психологически безопасной и комфортной образовательной среды образовательной организации, реализует специальные психолого-педагогические технологии в работе с одаренными обучающимися, с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, из семей мигрантов, с особыми образовательными потребностями и/или ограниченными возможностями здоровья. В деятельности педагога, реализующего образовательные программы начального образования, представлены трудовые действия, содержание которых базируется на учете особенностей социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста, неравномерности и своеобразии динамики развития учебной деятельности и необходимости подготовки обучающихся к последующему освоению образовательных программ основного общего образования. Педагоги, реализующие образовательные программы основного и общего образования, также реализуют образовательный процесс с опорой на закономерности психического развития учеников и в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями с применением методов и технологий поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения.

 

Профессиональное образование и обучение

Высшее образование (бакалавриат, магистратура).

 

Сфера применения профессии

Организации различных форм собственности, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; деятельность по оказанию образовательных услуг в рамках индивидуального предпринимательства (репетиторство).

 

  • Образование по профессии «педагог» могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования.

  • Трудоустройство в образовательные организации; индивидуальное предпринимательство в качестве репетитора, педагога.

  • Деятельность педагога направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Меры по повышению престижа профессии, созданию условий для профессионального роста и развития и связанного с ними повышения уровня заработной платы являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Развитие сферы образования, в т. ч. развитие и поддержка системы подготовки педагогических кадров и работающих педагогов и воспитателей, предусмотрена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Перспективы занятости специалистов можно оценить как положительные. По прогнозам Росстата, численность населения моложе трудоспособного возраста в ближайшее десятилетие будет возрастать, что неизбежно повлечет за собой увеличение потребности в количестве педагогических работников образовательных организаций. Для профессии педагога и воспитателя можно выделить несколько направлений карьерного роста. Первое традиционно связано с постепенным переходом от непосредственной реализации трудовых функций, связанных с обучением, воспитанием и развитием обучающихся, к реализации административно-управленческих задач как внутри образовательной организации (завуч, директор, руководитель образовательного комплекса), так и вне ее – в системе территориальных и федеральных органов управления образованием. Другой вариант профессионального развития связан с т. н. "горизонтальным" карьерным ростом и при отсутствии изменений в занимаемой должности сопровождается повышением квалификационного уровня, признанием профессионального сообщества через профессиональные конкурсы, награждение государственными наградами и знаками отличия.