Судостроение

Особенностью отрасли «Судостроение» в России является то, что, кроме конечной продукции – собственно объектов судостроения и судоремонта, в отрасли разрабатывается и производится значительная часть номенклатуры изделий машиностроения, приборостроения и электротехники для строящихся кораблей, судов и другой техники. Традиционно в отрасли принято разделение организаций по подотраслям: судостроение и судоремонт; судовое машиностроение и электротехника; морское приборостроение.

К настоящему времени в отрасли с целью консолидации наиболее ценных активов и повышения конкурентоспособности отечественного судостроения создано 8 интегрированных структур. Основной является открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК»), в состав которой вошли почти все государственные активы ведущих проектно-конструкторских бюро и крупнейших заводов.

В 2015 году в российскую судостроительную отрасль входили с учетом Крымского федерального округа 182 предприятия с общей численностью работающих 178,8 тыс. человек. Если к ним добавить более 2 тыс. предприятий-смежников, то отечественное судостроение обеспечивает рабочими местами более 700 тыс. человек. В структуре отрасли на сегодняшний день насчитывается 133 промышленных предприятия и 49 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Около половины промышленных предприятий составляют судостроительные и судоремонтные заводы. Среди научных организаций наибольшая доля организаций принадлежит судостроительной и приборостроительной подотраслям. Более 1/3 всех предприятий и организаций, или 36,5 %, сосредоточены в Северо-Западном федеральном округе, включая наиболее крупные предприятия с объемом выпуска продукции более 5 млрд руб. в год, 15 % – в Приволжском федеральном округе, 14 % – в Центральном и 13 % – в Дальневосточном.

Общий объём производства, достигнутый предприятиями судостроительной промышленности в 2015 году, увеличился на 16,3 % по отношению к 2014 году. Выпуск продукции в стоимостном выражении за 2015 год составил свыше 400 млрд руб.

Больше половины (60 %) в общий объём производимой продукции отрасли вносит АО «ОСК». Не вошедшие в интегрированные структуры предприятия производят порядка 18 % продукции отрасли.

Общая численность персонала промышленных предприятий отрасли в 2015 году увеличилась на 13,4 % по отношению к 2014 году и составила около 149 тыс. человек, а в научной сфере рост составил порядка 4,8%, и численность достигла почти 30 тыс. человек.

Численность персонала обществ группы ОСК составила в 2015 году 85 457 человек[1], из них 35 % с высшим образованием. Средний уровень ежемесячной заработной платы в организациях группы ОСК в 2015 году составил 56,3 тыс. руб. Основную часть сотрудников предприятий группы «ОСК» составляют рабочие – 52 737 чел. (61,7 %) и специалисты – 21 626 чел. (25,3 %), численность руководителей – 9 065 человек, служащих – 2 019 чел. С каждым годом среди сотрудников ОСК растет доля возрастной группы работников до 30 лет, в 2015 году она составила 22 %.

По результатам опросов, проведенных ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в 2015–2016 годах, наиболее востребованы в области судостроения профессии, требующие среднего профессионального образования: слесарь-монтажник судовой; трубопроводчик судовой; сборщик-достройщик судовой; сборщик корпусов металлических судов; слесарь-судоремонтник; маляр судовой; контролер судокорпусных, судомонтажных и трубопроводных работ; изолировщик судовой; гибщик судовой; такелажник судовой; столяр судовой и некоторые другие.

В области судостроения функционирует Совет по профессиональным квалификациям в отрасли судостроения и морской техники (http://nspkrf.ru/soveti.html).



[1] По данным отчета ОА «ОСК» за 2015 год, http://www.ar2015.oaoosk.ru/ru/personal/download/.